СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

«Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну;
но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее»
Дейл Брекенридж Карнеги
ВЛАДИСЛАВ ШЕСТАКОВ
Доктор военных наук, провел более 200 банкротств
Управлял стратегическими и градообразующими предприятиями
Здесь любые изменения рыночной конъюнктуры,
например, падение спроса на продукцию приводят
к масштабному кризису всего города.



В России 460 поселений, где есть только одно или несколько взаимосвязанных предприятий, на которых работает более четверти всего местного активного населения. В таких поселениях не возможно противостоять рискам внешней среды. Любые изменения рыночной конъюнктуры, например, падение спроса на продукцию приводят к масштабному кризису всего города.

Моногорода считаются наследием советской экономической модели, но это не совсем так, с подобными проблемами сталкивались и капиталистические страны. Начавшиеся в 80-х годах проблемы в Детройте, в связи со спадом в автомобилестроении, не решены до сих пор. Этот пример у всех на слуху, но есть еще Бирмингем и Кастлфорд в Великобритании, Рейн-Рур в Германии и т.д.
Эффективность применения реорганизационных и восстановительных процедур банкротства для стратегических предприятий (они же могут быть градообразующими) всегда выше. Такие предприятия, как правило, находятся в государственной собственности и выпускают продукцию для обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

Их можно сравнить с еще не паханным полем и они имеют всегда больше не использованных внутренних резервов для реорганизации и повышения эффективности. Как правило присутствует избыточное недвижимое имущество, порядок продажи которого при банкротстве существенно легче чем при приватизации. Если продукция востребована на внутреннем рынке и не потерян госзаказ, то при банкротстве всегда есть возможность выделить в отдельное юрлицо и сохранить уникальное производство.


Если градообразующее предприятие находится в частных руках, то для собственника это очень сложный актив. Промпредприятия в моногородах это энциклопедический пример, что собственность не только право, но и большая ответственность. Нам известны случаи, когда собственникам приходилось по несколько лет финансировать подобные убыточные предприятия, приобретенные когда-то по приватизации без должного анализа и оценки.

Остановить производство, сократить персонал или применить другие не популярные меры, позволявшие вытащить хоть какие-то средства через продажу ликвидного оборудования, означало вовлечь в существенные риски иные бизнес-проекты в России.

По мнению Правительства (отв. Минрегион) именно предприниматели должны выступать инициаторами преобразований, модернизации моногородов и определиться с источниками инвестиций. Были случаи, когда для выхода из подобного "бизнеса" выстраивались сложные схемы владения, скрывающие бенефициаров, имитировались сделки купли-продажи предприятий с фиктивными иностранными "инвесторами" и т.д. Все для того, чтобы как-то избавиться от такого сложного актива.


Банкротство часто применяется как инструмент разрешения подобных проблем. Процедура проходит, как правило, в четыре этапа, но она не может быть эффективна без финансирования и активного участия государства в создании инфраструктуры и повышении квалификации имеющихся специалистов.

1. Диверсификация производства. Модернизация оборудования и производственной цепочки в целях выпуска более востребованной номенклатуры продукции. Налаживание современных форм сбыта и выстраивание комплекса маркетинга.
2. Закрытие нерентабельных направлений деятельности. Ликвидация дебиторской задолженности и реализация избыточных активов. Выделение рентабельных производств в отдельные предприятия.
3. Если предприятие выпускает продукцию ограниченную в обороте (как правило военного назначения), то требуется выделение и обособление этих производств и передача в казну РФ.
4. Если вышеперечисленные шаги реализовать не удается, то необходимо ликвидировать деятельность предприятия, а жителей переселять в другие регионы.

Наше участие в подобных проектах, как правило, носит некоммерческий характер (pro bono). Считается хорошо, если удается возместить понесенные расходы на процедуру банкротства и оплату привлеченных лиц. Подобная практика несомненно направлена на пополнение профессионального кругозора и опыта наших арбитражных управляющих и мы не задумываемся идет ли она в зачет при взаимоотношениях с государственными органами. В любом случае в подобных проектах коммерческие интересы вторичны. Как бы пафосно это не звучало, главное сохранение обороноспособности и безопасности России.


ПРИМЕРЫ БАНКРОТСТВА СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ГРАДООБРАЗУЮЩИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ ИЗ НАШЕЙ ПРАКТИКИ


Опыт - величина, которую можно измерить, например, в количестве дел о банкротстве. Но есть одна проблема. Более половины всех проектов НП «СГАУ» конфиденциальны. Безусловно, этот факт создает некоторые проблемы в вопросах презентации своей профессиональной значимости в рамках представления клиентов. Большую часть процедур мы не можем выложить в портфолио и приводим примеры только наших публичных проектов.